Зачем мы учим русский язык?

Русский язык, хоть и родной для большинства школьников – один из самых трудных и нелюбимых предметов. Как убедить детей учить правила и почему TikTok в этом деле полезнее Пришвина?

В школе мне выдали ярлык гуманитария. И хотя я действительно хорошо писала сочинения и выступала на олимпиадах, все равно было непонятно – зачем учить русский язык? Учителя тоже не могли внести ясность. Одни говорили, что русский нужен, чтобы красиво изъясняться. Другие возмущались – как вообще носитель языка может задавать такие вопросы. Но ни в школе, ни в педагогическом университете никто на мой вопрос так и не ответил. Так что мне пришлось искать ответ самостоятельно.
Я много лет работаю с детьми и преподаю им русский язык. И понимаю, что ответить на этот вопрос необходимо, иначе у ребенка не будет мотивации учить все эти правила.
Поэтому когда я стала работать над программой русского языка в школе Skysmart, начала с самого начала, с основной идеи: русский язык – это не предмет. Это не набор скучных правил, которые нужны только в школе. Это живой организм, который меняется вместе с его носителями. Инструмент, с помощью которого мы познаем мир и выражаем себя.
Откройте учебник русского языка, и вы увидите какие-то запутанные определения и схемы, непонятные термины и примеры, оторванные от жизни. Неудивительно, что ребенок, посмотрев на классификацию прилагательных и правила морфологического разбора, спрашивает: какое отношение это имеет к жизни и где мне это пригодится? И мы на каждом уроке отвечаем на оба эти вопроса.

Где пригодятся правила русского языка
Во-первых, мы решили снабдить каждый урок разделом “Мы постоянно с этим сталкиваемся”. Там мы показываем, что изучаемая тема – часть окружающего мира. Например, части речи можем разбирать на примере сообщения от службы такси или известной песни. Или думаем, как правильно сказать “Я радуюсь своему 5421 подписчику в TikTok”, как изменить это числительное? В каждом уроке с 5-го по 11-й класс ребенка ожидает эта карточка, она сразу показывает, что любая тема имеет конкретную связь с жизнью.
Наши ученики от этого в восторге, им очень нравится выполнять задания из этого раздела, потому что дети сразу понимают – это не скучная абстракция, это реальность.
Во-вторых, мы помогаем детям понять, где именно им понадобится новая информация. Ответы могут быть разные, но в первую очередь мы говорим школьникам, что та или иная тема будет нужна на ВПР, ОГЭ или ЕГЭ. И оказывается, что это не очевидная для всех мысль.
Но я понимаю, что такая мотивация может быть недостаточной. Потому что многие ученики могут решить: ладно, я сдам экзамен и больше никогда не буду вспоминать о -тся и -ться. Для таких детей мы сделали карточки с практическими заданиями, никак не связанными с экзаменами. Например, пишем отзывы на альбомы любимых музыкантов или заявление в интернет-магазин, который потерял наш заказ. Размышляем, нужно ли ставить тире в предложении “Он мой любимый блогер”. Во всех таких текстах нужно учитывать правила, использовать нужные конструкции, писать грамотно, чтобы нас верно поняли и отнеслись к нам серьезно. И дети видят, что русский – это не только Толстой и Пришвин. Это ключевая идея, которая проходит красной нитью через все наши курсы.

На уроках русского решаем примеры из жизни
Поскольку мы работаем с детьми, нам важно помнить, кто наша аудитория, и быть с ней на одной на волне. Будем честны, русский язык в учебниках отличается от того, как мы говорим на самом деле. Сегодня никто не выражается, как Лермонтов. Когда вы рассказываете про отпуск в Италии, то не говорите: “Третьего дня вернулся с путешествия заграничного”. Дети отлично видят это, и им непонятно, откуда берется это несовпадение.
Я уже говорила, что язык – живой организм, он меняется и адаптируется к реалиям. Современная речь имеет такое же право на существование, как язык Пушкина. Поэтому так важно использовать примеры из актуального русского XXI века. Это не значит, что мы исключаем классиков и ставим Оксимирона выше Чехова. Но мы стараемся показать, что язык окружает нас постоянно, что он нужен не только журналистам и писателям.
Чтобы закрепить такое отношение к языку, у нас есть много необычных упражнений. Мне особенно нравится “Колесо рассказов”. Ученик крутит колесо, и ему выпадают задания – например, дай оценку фотографии в ВК так, будто ты вечно недовольный подписчик или, наоборот, верный фанат. Так мы учим ребенка пользоваться русским языком на практике и заодно развиваем эмоциональный интеллект.
Кроме того, примеры из настоящей повседневной жизни создают своеобразные якоря – сталкиваясь с ними вне школы, ребенок вспоминает, что он это уже проходил. Когда он слышит в метро “Выходя из вагона, не забывайте свои вещи”, тут же думает: ага, это деепричастный оборот, нужна запятая.
И, наконец, изучая русский на современных реалиях, дети узнают новые факты об окружающем мире. Наши методисты разрабатывают уроки, которые расширяют кругозор: мы говорим о Яндексе и Apple, создании роботов и парфюмерных ароматов, путешествиях и новых профессиях. Это тоже помогает поддерживать интерес к предмету.

И начинаем с простых текстов
Обучение русскому языку должно проходить так же, как обучение музыке. В музыкальной школе дети сперва учатся на простых вещах – играют гаммы, потом несложные пьесы. Никто не усаживает ребенка за этюды Шопена без подготовки.
А на уроках русского мы почему-то сразу даем школьникам сложные тексты и примеры из Пришвина или Бианки. У них замечательный язык, прекрасный и глубокий, но он совершенно непонятен детям и отличается от того, что их окружает. Поэтому и сам предмет кажется школьникам оторванным от жизни и ненужным.
Чтобы изменить это, мы на уроках в Skysmart сначала узнаем какое-то правило и показываем, где мы с ним сталкиваемся, затем изучаем его на понятных ребенку примерах и только потом совершенствуем наш язык с помощью образцов изящной словесности из учебника.
И дети видят, что русский язык – инструмент, который мы используем для достижения самых разных целей: описания природы, составления отзывов, написания постов в соцсетях, сочинения фанфиков и публичных выступлений. Он нужен и актрисе, и программисту, и предпринимателю.

Так зачем нам русский язык? Единого ответа на этот вопрос не существует. Родители, учителя и репетиторы должны давать ребенку не готовый ответ, а варианты, из которых он сам выберет себе мотивацию. Русский язык помогает самовыражаться, убеждать, познавать мир, знакомиться с людьми, достигать успеха. У каждого ребенка – своя цель, а наша задача – помочь детям найти ее и реализовать свои таланты.