Неуправляемые мальчики и школа: кто кого?

Чтобы быть успешными в начальной школе мальчикам нужно… превратиться в девочек? Или школа наконец учтет их потребности в движении и изменит программу?

В последнее время мальчиков стали считать слабым полом. В школе их опережают девочки того же возраста. Об этом свидетельствуют исследования в сфере образования, такие как PISA, TIMMS и IGLU. Мальчики хуже читают, реже получают рекомендации к поступлению в гимназию, чаще попадают в специальные школы и могут бросить школу, не получив аттестат об окончании. Они демонстрируют способности выше среднего только тогда, когда прогуливают школу и не выполняют домашние задания. После деревенской девушки из рабочего класса, которая до 1970-х годов считалась образцом плохого образования, теперь новые неудачники в получении образования — это мальчики.
Не только их способности, но и поведение вызывают у экспертов беспокойство. Это показывает исследование Университета Бамберга, проведенное в 2003 году, в ходе которого были опрошены 1308 учителей начальных классов касательно поведенческих проблем у 27 000 детей младшего школьного возраста.
Чтобы выяснить, чем отличается поведение мальчиков и девочек, ученые попросили учителей оценить детей в соответствии с «Бамбергским списком поведенческих проблем». Список Бамберга включает в себя всевозможные негативные поведенческие проблемы от А — агрессивности до W — вспышек гнева. Как и следовало ожидать, почти по всем более 20 пунктам учителя давали оценки «ярко выражено» для мальчиков значительно чаще, чем для девочек.

Вокруг одни женщины
Большинство экспертов подозревают, что причиной плохой успеваемости мальчиков является феминизация школ. Вообще феминизация всего, что окружает мальчиков. Многие растут с матерями-одиночками. Даже в классической семье — отец, мать, ребенок — мужчина нередко бывает тем участником, который отсутствует бoльшую часть дня, возвращается с работы вечером усталым как собака и просто садится на диван, чтобы посмотреть футбол — несмотря на все усилия воплощать роль отца и участвовать в воспитании детей.
В детских садах всегда работали в основном женщины, а в начальных классах также в основном преподают учительницы. Так было не всегда. В 1984 году 43,3% учителей начальных классов были мужчинами. В 2002 году соотношение полов уже сильно изменилось: 161 000 женщин против 27 000 мужчин. В Докладе об образовании за 2012 год указано 172 000 женщин-учителей и только 26 000 мужчин. Пока мальчики не пойдут в среднюю школу, они редко встречают мужчин.
Но действительно ли только в женщинах причина проблем с поведением у мальчиков, их более слабых навыков и того, что эти навыки к тому же оцениваются хуже, чем у девочек? На этот счет наука до сих пор далека от единодушного мнения в связи с отсутствием внятных исследований.

Война против мальчиков?
В любом случае это было бы примитивное объяснение. Воспитательницы детских садов и учительницы начальных школ плохо справляются с дикими сорванцами — и не могут выступать в качестве образцов для подражания. У мальчиков, которые сидят в кружке, рассказывая истории и выслушивая других вместо того, чтобы вырезать фигуры, строгать и работать инструментами, нет шансов на успех.
В Соединенных Штатах давно говорят о The War Against Boys, о войне против мальчиков. Одноименная книга философа Кристины Хофф Соммерс сразу же попала в списки бестселлеров после ее публикации в 2000 году.
Исследования последних лет показывают, что все может быть несколько сложнее. Согласно полученным данным, ни мальчики, ни девочки не выигрывают от общения с учителем того же пола, когда дело касается развития навыков или оценок по математике, немецкому языку или естествознанию. Так что мальчики учатся у учителей-женщин не меньше, чем у учителей-мужчин.
По мнению исследователей в сфере образования, низкие оценки мальчиков по сравнению с оценками девочек во многом связаны с тем фактом, что в учебе мальчики в среднем менее дисциплинированны, трудолюбивы и мотивированны. Девочки тратят больше времени на выполнение домашних заданий, часто работая усерднее, чем требуется, и лучше готовятся к урокам. Учителя награждают такой упорный труд и готовность подстраиваться хорошими оценками.
И напротив, за меньшую готовность учиться они часто награждают мальчиков плохими оценками. А когда некоторые учителя начальных школ не знают, что дальше делать, мальчику выносят приговор: «Ему срочно требуется лечение!» Здесь СДВГ и, реже, нарушения слуха и восприятия — самые популярные «диагнозы».

Но они все-таки станут начальниками этих прилежных девочек
Диагноз «СДВГ» — это более или менее серьезная проблема, и не каждый ребенок, который нервничает из-за чрезмерной нагрузки в детском саду или школе, семейных конфликтов или отсутствия физических упражнений, нуждается в терапии и лекарствах. Детям, которые немного суетливы, беспечны или неуклюжи в письме, нужны надежные, полные любви отношения и четкие связи, в которых они могут чувствовать себя в безопасности и учиться лучше концентрировать свое внимание, сосредотачиваться на задачах и действиях от начала до конца. Подходящие условия для этого создает спокойная повседневная жизнь.
В детском саду и в школе этим детям нужны педагоги, которые побуждают их заниматься, удовлетворяют их особые интересы и потребности и прежде всего их большую потребность в движении. Такой подход, скорее всего, приведет к тому, что в будущем у гораздо меньшего количества мальчиков и девочек будет «диагностирован» СДВГ.
Теперь большинство учительниц знают, что мальчикам тяжело учиться в школе, но они не имеют в распоряжении конкретных программ поддержки, которые учитывали бы поведение мальчиков во время учебы, их желание двигаться и испытать свои сильные стороны, их стремление исследовать вещи, а также рисковать, все их особенности поведения и коммуникативные модели.
Однако есть и хорошие новости. Исследования в сфере образования утверждают: даже если мальчики занимаются менее добросовестно и усердно, они интересуются правильными вещами. А именно, точными науками: математикой, техническими дисциплинами, естественными науками и технологиями. Девочки почти так же хорошо разбираются в математике и естественных науках, как мальчики, но изучают их реже.
И еще: у мальчиков больше уверенности в себе. «Помимо способности к математике, самой сильной стороной мальчиков является их уверенность в том, что они могут справиться с задачами, даже если те вызывают у них затруднение», — говорится в исследовании PISA 2009 года, посвященном гендерным вопросам.
Таким образом, те мальчики, которые по крайней мере осилили школу и университет, впоследствии нередко становятся начальниками прилежных девочек.