Когда и как нужно начать обучение ребенка чтению

Порой мы узнаем, что уже в 3-5 лет чей-то ребенок начинает читать, и дается это ему легко. От родителей требуется лишь показать буквы, научить складывать из них слоги, и вот маленький вундеркинд уже читает простые двусложные слова. А через пару месяцев он уже самостоятельно прочитывает свою первую книжку, Но бывает и так, что чтение ребенку никак не дается, несмотря на все усилия родителей. Нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова рассказала в эфире Детского радио в программе «Каждый родитель желает знать», что делать в таком случае и когда стоит обратиться к специалисту.По словам Ксении, в среднем дети начинают читать после семи лет. Поэтому не стоит беспокоиться, если ваш ребенок не начал делать этого раньше. — Здесь лучше подождать, потому что чтение — очень сложный процесс с точки зрения мозговой деятельности. Мы — взрослые — его недооцениваем, потому что у нас навык чтения автоматизирован, — акцентирует нейропсихолог. Поэтому если у ребенка в дошкольном возрасте чтение не идет, то Ксения рекомендует ограничиться изучением алфавита и уделить особое занимание развитию его внимания и памяти. Еще до школы он должен уметь расшифровать пословицу, правильно назвать цвета, посчитать до 20-ти и, возможно, даже решать какие-то легкие задачки. Что касается чтения до 7 лет, то это хоть и не обязательно, но все же желательно.- Нужно понимать, что если ребенок начинает читать в школе с нуля, то ему может не хватить времени на автоматизацию этого навыка. Фактически во втором полугодии первого класса ожидаемая скорость чтения от детей составляет 20-30 слов в минуту. И если вы знаете, что ваш ребенок медлительный, невнимательный или тревожный, то может быть стоит сделать еще одну попытку перед школой, — считает эксперт Детского радио.Чтобы помочь ребенку быстрее освоить процесс чтения помимо развития памяти следует потренировать его зрительно-пространственные функции (он должен хорошо ориентироваться где верх, а где низ, где лево, а где право). Это можно делать на двигательных играх, например, подними левую руку, топни правой ногой и т.п. Важно, чтобы ребёнок ориентировался и на листе бумаги. Буквы в русском языке несимметричны, и детям, у которых есть зрительные пространственные сложности, тяжело дается эта перешифровка. У них долго сохраняется зеркальное написание букв, например, перевёрнутая «я», или же путают верх и низ в «б» и «д». Здесь для тренировки можно использовать разные постройки из кубиков и детские конструкторы.Еще один важный блок — это занятия, связанные с различением звуков речи и даже бытовых, например, звуков природы, животных, музыкальных инструментов. Ведь одна из основных причин, лежащих в основе трудностей чтения, которые называются дислексия, — это нарушения фонетики – фонетического слуха. Детям сложно различать близкие фонемы. (Фонемы – это звуки, минимальная единица речи, которая несет смысл.) Сложно различать «б» и «п», «д» и «т», как если бы нам дали звуки иностранного языка. И дошкольный период, как раз самое время, чтобы натренировать это в разных логопедических заданиях. На скороговорках, на разных звуках, на словах со схожим звучанием. — Чтение – это один из видов речи — письменно-импрессивная. Поэтому, развивая речь, мы потенциально развиваем чтение. В первую очередь ее смысловую сторону. Детям нужно включать аудиосказки, а еще лучше аудиоспектакли по книгам и затем обсуждать с ними услышанное. Это мощная профилактика возможных трудностей чтения, которую не нужно недооценивать. Это гораздо полезнее, чем заставлять пятилетнего ребенка осваивать чтение, — считает эксперт.Но если в первые месяцы второго класса проблемы с чтением все еще остаются, то лучше все же обратиться к специалисту за консультацией. Но помните, индивидуальная неравномерность развития у детей очень большая, и даже в летние месяцы после первого класса ребенок, отдохнув, может вдруг начать читать.- Проблемы с чтением у ребенка могут быть разные: это и медленная скорость чтения, и большое количество ошибок, и затрудненное восприятие смысла текста. И как при многих расстройствах здесь важно раннее вмешательство специалиста, в нашем случае психолога, нейропсихолога, логопеда. Врачи скорее всего не нужны. Нужна просто консультация, чтобы исключить другие расстройства, — объяснила Ксения Вотякова.Также эксперт отметила важность чтения детям вслух. Часто, когда они уже пошли в школу, взрослые считают, что их дочь или сын могут читать и сами. Но, во-первых, это прекрасный способ провести вместе время. Во-вторых, таким образом мы развиваем речь – можно прочитать совсем немного, иногда важнее обсудить: что произошло, как проявил себя главный персонаж, с кем и почему он дружит… Если ребенок еще не умеет читать, лучше брать несложные тексты, например, рассказы из «Азбуки» Льва Толстого.Почему мы должны читать ребенку? Важно научить его понимать логику развития сюжета, логику развития смысла. По-хорошему научить анализировать поведение персонажей и понимать скрытый смысл, что сказано между строк. Таким образом мы развиваем смысловую сторону чтения, а логопед или другой специалист занимается технической стороной чтения – звуковой анализ, звуко различение, различение букв, тренировка регуляторных функций – получается командная работа. И самое главное, мы приучаем ребенка любить книги.Эти и другие советы экспертов Детского радио можно прослушать в подкастах на платформе «Яндекс.Музыка» и на странице программы «Каждый родитель желает знать» на сайте Детского радио.